Пятница, 26.04.2024, 10:33
Приветствую Вас, Гость

Подготовка и перевозка ульев.

Подготовка пасеки к перевозке зависит от типа ульев, силы семей, расстояния до кочевья, состояния дороги, погоды, вида транспорта и т. д. Нужно хорошо знать основные принципы безопасной перевозки пчел, чтобы, в зависимости от обстоятельств, приспособиться к существующим условиям.

Самое важное — обеспечить пчелам вентиляцию и возможность, в случае перегрева улья, передвинуться в свободное пространство.

Следующее условие: нужно вынуть из улья все, что грозит оборваться от повышенной температуры, тряски или под тяжестью скопившихся пчел. Это касается тяжелых сотов с медом (свыше половины сота запеча­танного меда), незастроенной вощины и очень светлых сотов в рамках без проволоки. Оборвавшиеся соты губят пчел при каждом толчке машины.

Подобную опасность представляют все соты, маты, затворы, если только на время передвижения не укре­пить их так, чтобы не выскакивали из пазов и не соприкасались с другими поверхностями. Это особенно касается ульев с большой рамкой, где нужно либо набивать специальные листы безопасности, либо обес­печить неподвижность рамок, вбивая клинышки между верхними планками. Рамки меньшего формата менее опасны в этом отношении (особенно гоффмановские).

Кроме того, нужно убрать все подвижные и высту­пающие наружу части улья, которые могут беспокоить пчел в дороге стуком, ломаться, теряться, повреждать соседние ульи, затруднять установку ульев на машину.

Позаботившись о пчелах, следует позаботиться и о людях, занятых их перевозкой. Пчел следует закрыть, чтобы они не имели возможности выбраться и улья во время погрузки и перевозки. Ульи должны быть плот­ные, без щелей, их отдельные части — плотно подогна­ны друг к другу. Следует предусмотреть возможность аварии и уметь справиться с пчелами, например, если в пути отскочит крышка или летковая доска в каком-либо улье. Поэтому в дорогу следует захватить с собой защитный халат, сетку, пульверизатор, столярные ин­струменты, глину или мокрую бумагу для законопачивания щелей.

Объем улья увеличивается по мере роста силы семьи и температуры воздуха. Ранней весной гнезда в лежаках достаточно дополнить вощиной, а к стоякам добавить надставки. Летом, а в случае теплой весны и сильных семей, уже при вывозе пасеки на рапс нужно образовывать для пчел добавочное пространство под крышей (6—10 куб. дм или больше для очень сильных семей). В нем свободно помещается два —четыре килог­рамма пчел. Свободное место получают, убирая четыре- пять межрамочных прокладок над медовым магазином, а в исключительно сильных семьях убирают еще одну- две прокладки над гнездом. Взамен вынутых прокладок вставляют специальные клинышки, которые удерживают рамки в стационарном положении.

В ульях с гоффмановской рамкой клинышки не нужны, а там, где используется холщевый потолочек, его отворачивают только на определенных улочках.

Если у вас безманжетные ульи, с очень маленьким под потолочным пространством, то при летней перевоз­ке на них обязательно ставят надставку или специаль­ную рамку.

Самым сильным семьям, особенно если они перевоз­ятся в теплые ночи, неплохо вбрызнуть на какую-либо из крайних соторамок немного воды, которая обеспечит пчелам охлаждение гнезда. Через большой леток на дно улья можно засунуть мокрый холст. Некоторые пчело­воды вместо холста пользуются насыщенным водой мхом или мокрой мятой бумагой, которыми закрывают леток.

Кроме увеличения объема улья, следует позабо­титься об обмене воздуха. По мнению Таранова, у возбужденных пчел почти в 160 раз увеличивается потребность в кислороде (по сравнению со спокойно работающей семьей). Тряска во время погрузки и перевозки, полная изоляция в улье очень сильно беспо­коят пчел и ускоряют обмен веществ, значительно увеличивают потребность в кислороде.

Наилучшие условия обмена использованного возду­ха дает специальная сеточная рама, которую наклады­вают на манжету улья. В то же время вполне достаточно прорезать окошки в крыше, которые затем затягивают сеткой, или узкие щели в верхней части стен, через которые может проходить воздух, но не пчелы. Из-под крыши вынимают утепление, межрамочные прокладки, саму крышу (которая должна, конечно, быть плотной, без щелей) укрепляют.

Многие пчеловоды используют на своих пасеках боковую, нижнюю, летковую и другие виды вентиля­ции. Летковая вентиляция непрактична, так как пчелы, стремясь выбраться наружу, могут полностью забить прикрытое сеткой отверствие и перекрыть доступ возду­ха. В то же время разнообразные вкладки, предотвра­щающие скопление пчел у летка, трудны в использова­нии. Сетчатые рамы, накладываемые на леток и часть передней стенки улья дороги и занимают при транспор­тировке лишнее место. Но вентиляцию они обеспечива­ют очень хорошую. Итак, вентиляционные устройства должны:

1)    обеспечивать достаточно большое поступление воздуха;

2)      быть легкими, несложными в применении и быстродействующими;

3)    быть дешевыми и выпускаться серийно;

4)     не занимать дополнительного места при тран­спортировке;

5)    не требовать складирования на кочевой пасеке.

Все работы, связанные с приготовлением семьи к транспортировке нужно выполнять днем, сразу перед планируемым выездом. В последнюю очередь закрыва­ют летки. Наиболее удобна (и не раздражают пчел) щеколда для закрывания летковых отверстий, укреп­ленная на шарнирах. Однако к этой операции присту­пают непосредственно перед погрузкой ульев на плат­форму. Заранее можно лишь вынуть летковые вкладки.

Если в ульях летковая вентиляция, ее устраивают также перед самой погрузкой.

Некоторые пчеловоды забивают летковые отверс­тия планками. Это удобно для пчеловода, но очень раздражает пчел. А ведь любое беспокойство стоит пчелам много энергии; сильно раздраженные пчелы в течение нескольких дней не могут нормально работать. Они больше жалят, мешая и пчеловоду.

Если пчелы сидят вне улья, а улей нужно закры­вать, их загоняют вовнутрь, распыляя воду. Дым пчел раздражает, заставляет «опиваться» медом и дополни­тельно проветривать улей, что перед путешествием нежелательно.

Перевозка ульев с открытыми летками наиболее безопасна для пчел и не требует никаких трудозатрат от пчеловода. В США некоторые пасеки перевозят так на расстояние нескольких сотен километров. У нас, одна­ко, такая перевозка имеет ряд трудностей; при близких перевозках к такому способу можно и не прибегать, поскольку он может создать опасность для людей и животных, находящихся на пути следования транс­порта.

Перевозка пасеки осуществляется, как правило ночью, так как ночью температура ниже, и пчелы не стремятся к вентиляционным сеткам. Но открывать летки на новом месте нужно с рассветом. Если открыть их ночью, пчелы, растревоженные переездом, выскаки­вают из улья и гибнут, не находя обратной дороги в улей. Помимо этого, в темноте трудно оценить, насколь­ко успешно прошла перевозка. Если предстоит неболь­шой переезд, то лучше погрузить пчел на заре, с тем, чтобы прибыть на место с восходом солнца. В дальнюю дорогу, соответственно, нужно выезжать раньше. Пере­езд в утренние часы облегчает работу: разгрузку, рас­становку ульев, открывание летков, осмотры, мелкий текущий ремонт, ликвидацию дорожной вентиляции и т. д.

Самое удобное средство транспорта — грузовой автомобиль, а на более близкие расстояния и на худших дорогах — трактор с прицепом. Не стоит нанимать огромный автомобиль, если ульев немного (дорого, больше тряски). На 3,5-тонном транспортном прицепе помещается двадцать — тридцать дадановских или вар­шавских расширенных ульев. Если расстояние до ново­го места больше пятидесяти километров, трактор, с его малой скоростью, для перевозки не подходит.

Многие пчеловоды перевозят пасеку на двухколес­ном прицепе к личному легковому автомобилю, куда помещается десять —двенадцать легких ульев. Такой прицеп, снабженный палаткой или специальным наве­сом, можно использовать для откачки меда.

Погрузка ульев идет быстрее, если одна пара работ­ников принимает ульи в кузове, а две пары их перено­сят. На загрузку 35 — 40 ульев в этом случае достаточно пятнадцати —двадцати минут. Разгрузка организуется также.

Подносить ульи очень тяжело, поэтому работу нужно максимально рационализировать. Разнообразные держатели позволяют уверенно и удобно нести улей. Они, однако, должны быть сконструированы так, чтобы не мешать при перевозке.

Очень удачны ручки-переноски конструкции Петра Стенгоша из Варшавы. Они просты и дешевы, подходят для любого типа улья, обеспечивают перенос­ку, облегчают погрузку и разгрузку. Два работника при помощи ручек снимают ульи с подставок и подносят к автомобилю, другие два работника принимают улей и уже вручную подают кузов.

При переноске следует избегать резких движений, наклонов, встрясок улья, грозящих сдвигом сотов.

Если ульи устанавливаются в кузове или на плат­форме в два «этажа», то вначале ставят нижний и верхний ряды вдоль дальнего борта, a затем в той же очередности заполняют среднюю и ближнюю части. Элементы разборного домика, при использовании тако­вого, устанавливают у бортов, до установки первого ряда ульев и после установки последнего. На машине, открытой сзади, погрузку начинаем со стороны кабины. Свободные места заполняют подставками под ульи, матами и другим мелким инвентарем.

Во время погрузки мотор автомобиля должен рабо­тать. Постоянная вибрация не так беспокоит пчел, как полный покой после загрузки.

Если дорога, по которой предстоит ехать, плохая, с ухабами, и кузов (платформа) будут качаться из стороны в сторону, нужно установить ульи так, чтобы соторамки были перпендикулярны дороге и параллель­ны оси колес машины. Тогда при резких наклонах кузова (платформы) пчелы не будут сдавливаться в уголочках между сотами. Если езда предстоит быстрая и по ровной дороге, рамки располагаются параллельно направлению движения (чтобы обезопаситься от резких торможений).

Прежде чем тронуться в дальнюю, на некоторых участках ухабистую или неровную дорогу, ульи, уста­новленные «этажами», нужно дополнительно укрепить. Для этого из досок или планок сбивают высокие перила и укрепляют их вдоль бортов. Можно также каждый ряд ульев укрепить линями или цепями.

Перед отъездом еще раз внимательно осматривают груз, проверяют, все ли взято, не выходят ли из какого- нибудь улья пчелы. Лучше перепроверить все на месте, чем затем останавливаться в пути. Автомобиль должен тронуться плавно. По хорошей дороге можно ехать с любой скоростью, по плохой — ухабистой, под уклон, скользкой — медленно и очень осторожно. Всегда лучше воспользоваться более длинной, но ровной трас­сой, чем сокращать путь и ехать по колдобинам.

Прибыв на место, быстро разносят ульи на отведен­ные места и только потом выключают мотор. Если из какого-либо улья показываются пчелы, их нужно об­рызгать водой, а щели законопатить бумагой или мок­рой тряпкой.

Через десять—двадцать минут после разгрузки нуж­но открыть летки ульев. Начинают с самых сильных семей, вначале открывают летки у каждого второго- третьего улья. Это делается для того, чтобы пчелы не залетали в чужие ульи: в первые минуты они беспоря­дочно вылетают из улья и мельтешат в воздухе, затем быстро успокаиваются, возвращаются в улей, затем отдельные особи начинают вентиляцию и уборку улья и полеты в поле. Налет пчел на самые сильные семьи причинит пчеловоду много хлопот в дальнейшем (при уходе, оценке матки и т. д.). Поэтому стоит посвятить немного времени тому, чтобы не допустить в будущем осложнений. В ульях с двумя летками в передней части (лежаки для содержания дух семей) вначале можно открыть леток, ведущий в медовый магазин, чтобы большая часть пчел привыкла пользоваться именно им. Второй открывают спустя несколько часов, а еще лучше — на следующий день.

В ульи, из которых пчелы не выходят или же выходят мокрые, перепачканные медом, а из летка пышет горячий воздух, нужно сразу же заглянуть. Если через леток вытекает жидкий мед — семья уже погибла. В этом случае ищем еще живую, возможно, матку, а улей предохрайяем от воровства. Погибших пчел нужно закопать, а оборванную вощину — перетопить. Однако гибель (удушение) случается только в случае плохой вентиляции в очень сильной семье и при длительном пребывании пчел в закрытом улье. Если семья перегре­лась, но пчелы еще живы, хотя и выглядят измученны­ми, улей нужно проветрить и дать пчелам воды.

Как только пчелы успокоятся, ставят на место летковые вкладки, и пчеловод занимается подготовкой своей мастерской, ограды и т. д. Вентиляционное обо­рудование убирают только спустя два-три часа, когда сборщицы начнут вылетать в поле за взятком. В это же время ульи утепляют, при необходимости, добавляют рамки или надставки. Если пасека была перевезена ночью, пчелы приступают к работе только на следую­щий день. Однако если ночь холодная, вентиляцию перекрывают, не дожидаясь утра. Этими же правилами руководствуются, перевозя пчел с одного кочевья на следующее. Здесь добавляется работа, связанная с отбо­ром медовых магазинов. Так же пасека перевозится обратно на стационарное место. Только осенью, когда уже холодно, а семьи ослаблены, можно возвращаться с вереска или пади с полными медовыми магазинами.

Следует еще поговорить о сроках перевозки пасеки на медосборы. Сильнее всего выделяют нектар первые цветы. Поэтому запаздывание переезда может стать причиной больших потерь. Но слишком торопиться и приезжать загодя тоже не рекомендуется. Пчелы могут привыкнуть к дальним полетам на менее привлекатель­ные растения и летать туда и после зацветания массива медоносов. Вот почему на дружно зацветающие расте­ния (рапс, сады, горчица, акация, липа) лучше всего привозить пасеку в первый день, когда участок только зацветает. На растения, зацветающие постепенно (кле­вер, малина, луговые растения, вереск) пчел вывозят несколько позднее, когда цветет уже около десяти про­центов растений.